Это доказывают примеры множества сильных мира сего и просто знаменитых людей. В частности, об аяуаске положительно отзывались певец Стинг, актриса Линдси Лохан, спортсмен и комментатор Дэвид Айк, а также бизнесмен, писатель и шоумен Тим Феррис. Лечение зависимостей, борьба с внутренним гневом, познание себя — у них были разные цели, но они их достигли.
Остерегайтесь подделок
Поскольку слава аяуаски давно вышла за пределы Америки, сообщество ее адептов по всему миру очень разношерстно. Многие в поисках просветления отправляются на родину «лианы духов» и участвуют в церемониях, проводимых настоящими шаманами в аутентичных условиях. Эти люди понимают, что аяуаска — не только отвар, но и сопутствующие ему ритуалы.
Но находятся и те, кто искажает древние обряды. Кто-то ненарочно — из-за недостаточной осведомленности, а кто-то намеренно — в погоне за легкими деньгами. Как бы то ни было, появилось немало новомодных течений так называемых нео-аяуаскеро. Это и южноамериканские индейцы, выдающие себя за шаманов, и жители других стран, позиционирующие себя как гуру нового формата. Объединяет их одно: заимствуя внешние атрибуты, они упускают суть церемонии.
Настоящий маэстро не стремится к богатству. Проведение церемоний ради каких-то личных тайных целей и злоупотребление своим высоким положением также считается у истинных шаманов недопустимым. Настоящий целитель видит своей миссией помощь людям в поисках истинного пути. Наблюдаете обратное — значит, перед вами мошенник, жаждущий исключительно наживы.
Поскольку аяуаска была и остается абстрактным народным достоянием, разумеется, у шаманов не было на нее никаких интеллектуальных прав. Этим не преминули воспользоваться ушлые дельцы, выведывавшие у доверчивых маэстро рецепты и оформлявшие патенты на этот целебный напиток. Предъявить им претензии и тем более добиться компенсации для хранителей старинных традиций поначалу было невозможно.
В этом вопросе тоже не обошлось без громких судебных прецедентов. Так, еще в 1986-м один американец получил патент, дававший ему право собственности на знания о «лиане духов». Благо общественные организации, защищающие права коренных жителей Амазонии, обжаловали это решение в судебном порядке. С оглядкой на вековые традиции индейцев, связанные с аяуаской, слуги Фемиды отменили выдачу этого патента.
Впрочем, то был не конец истории. «Владелец» патента обжаловал это решение в суде следующей инстанции и восстановил свое право. И все же в 2003-м срок действия патента истек, а попытки продлить его уже не увенчались успехом. Ведь законодательство США изменилось, и теперь заявки на подобные патенты рассматривают еще и те самые общественники, защищающие права коренных народов. С тех пор шаманы ведут активную просветительскую работу о наследии своих предков. Они понимают, что моральный перевес на их стороне и чем больше людей будет знать об их древних традициях, тем меньше шансов у очередного пройдохи найти лазейки в законодательстве и присвоить себе чужое.