Во многих источниках этот гриб по инерции до сих пор называют смертельно опасным, но на деле адепты таких формулировок склонны слишком сгущать краски. Действующие вещества мухомора легко растворяются в воде, особенно в процессе кипячения. Поэтому для более-менее опытного специалиста не составит труда превратить мухомор в совершенно съедобный гриб. Самый распространенный рецепт включает 3 ключевые составляющие. Во-первых, двух- или трехкратное кипячение и удаление отвара. Во-вторых, продолжительную сушку. В-третьих, размачивание и отваривание. Хотя многие вообще ограничиваются несколькими кипячениями с удалением отвара.
Одна из отличительных черт этого гриба — непредсказуемость последствий. На результат влияет и регион произрастания мухомора, и принятая доза, и физическое состояние человека, и даже моральный настрой. Ощущения могут быть самыми разнообразными: визуальные и аудиальные искажения, смена настроения вплоть до эйфории, расслабленность, сонливость, дрожь, пониженное давление и утрата равновесия.
Внушительная передозировка на грани отравления чревата бредом, спутанным сознанием, раздражительностью и, конечно же, галлюцинациями. В особо сложных случаях досаждают судороги. Возможна даже кома. С момента употребления до появления симптомов, как правило, проходит 30–90 минут. Пик ощущений наступает через 3 часа после старта. А полное возвращение к обычному состоянию происходит за 12–24 часа. Впрочем, остаточные эффекты порой держатся несколько суток.
Из-за вышеупомянутой непредсказуемости последствий красный мухомор очень долго оставался в тени псилоцибиновых грибов. Они были значительно популярней за счет своей прогнозируемости. А это ключ к массовому рекреационному использованию. Спектр потенциальных эффектов очень широк: от успокоения и даже сна до возбуждения, галлюцинаций, ускоренного проживания множества различных жизней, а также микро- и макропсии, когда человек воспринимает себя значительно уменьшившимся либо увеличившимся.
Ситуация заметно изменилась, когда начались гонения на псилоцибинсодержащие грибы. После законодательных запретов их использование во многих странах стало проблематичным. Тогда адепты микродозинга стали все чаще обращать внимание на мухоморы. Ярких примеров хватает по всему миру. Так, в некоторых регионах Литвы все чаще практикуют ритуальное употребление этих грибов, настоянных на водке, во время свадебных застолий. Да и вообще все больше тамошних праздников не обходится без их употребления. Кроме того, литовцы еще и заготавливают сушеные мухоморы, а затем поставляют их саамам — обитателям Крайнего Севера, применяющим их в шаманских ритуалах.
Активно возрождаются традиции использования мухомора народами, испокон веков проживающими на территории Сибири. Речь и о представителях уральской языковой семьи, обитающих в Западной Сибири, и о палеоазиатских народах, проживающих в российской части Дальнего Востока. А вот тунгусские и тюркские этносы на территории Центральной Сибири практически не используют энтеогенные свойства этого гриба, хотя изредка встречаются одиночные свидетельства подобных церемоний.
В западной же части Сибири традиции использования красного мухомора всегда были крепки. Но его применение долго оставалось в компетенции шаманов. Для них это был удобный способ достигнуть транса. В противном случае этого состояния им приходилось добиваться ритуальными танцами на протяжении нескольких часов. То есть на западе Сибири мухомор был прежде всего церемониальным инструментом.
А вот на востоке региона эти грибы не были прерогативой шаманов. Да, они активно применяли их для проведения мистических ритуалов, но и рядовые члены племени употребляли мухоморы, так сказать, в рекреационных целях. Именно в Восточной Сибири изобрели простой, но эффективный способ фильтровать содержащиеся в этих грибах компоненты. Чтобы избежать ряда побочных эффектов, тамошние племена придумали пить мочу людей, съевших мухомор. Несмотря на такую фильтрацию, психоактивные элементы в данном случае обладают даже более сильным эффектом.
К открытию, что человеческий организм — отличный фильтр, люди пришли не по собственному желанию. Классический пример — коряки. У этого этноса самостоятельный сбор мухоморов был под строгим запретом, а финансовую возможность приобретать их у шамана имел далеко не каждый. Такую роскошь позволяли себе только богатые коряки. А бедные — да, правильно — довольствовались употреблением их мочи. Со временем они подметили, что таким образом получают не то что не худший, а даже лучший эффект.
Традиции использования мухоморов существенно различаются от племени к племени. Современные исследователи насчитывают около 15 способов их употребления. Их едят сырыми и сушеными, печеными и жареными. Из них готовят отвары и экстракты. А самый экзотичный метод — это употребление в пищу мяса оленей, предварительно накормленных мухоморами.
Разумеется, важную роль в церемониях всегда играла и цель, которую преследовал человек. Например, шаманы для своих ритуалов использовали прежде всего старые плодовые тела. А охотники и юноши, проходившие обряд инициации, употребляли очищенные от кожицы молодые нераскрывшиеся шляпки, ведь в них наибольшая концентрация действующих веществ.
Мухомор был неотъемлемым компонентом отваров, которые употребляли скандинавские и древнегерманские берсеркеры и ульфхеднары, чтобы добиться неистового состояния накануне боя. Согласно некоторым гипотезам, красный мухомор наряду с эфедрой и гармалой входил в состав сомы — ритуального напитка ведийской и древнеперсидской культур.